Рош ха-Шана (Рош а-Шана, Рош-ха-Шана) — дословно, в переводе с иврита, — «Голова года» — название Еврейского Нового года. Рош ха-Шана в еврейском календаре всегда приходится на первые два дня осеннего месяца и является одновременно и праздником, и самое главное, — днем Высшего Суда. По еврейской традиции, именно в Рош ха-Шана определяется приговор на следующий год. В Рош ха-Шана в синагогах трубят в шофар— в знак утверждения Б-жественной власти над творениями в новом году.
По сути это еврейский Новый год. Именно с него начинается в иудаизме календарный цикл. Считается, что на Рош ха-Шана произошло сотворение первого человека (Адама), сотворение Евы и изгнание их из рая.
Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней, но они считаются как один и называются «йома арихата» (длинный день).
В 2023 году Рош ха-Шана начинается вечером 15 сентября, а завершается вечером 17 сентября.
Согласно традиции, десять дней, от начала Рош ха-Шана до другого важного праздника Йом-Кипура (Судного дня) – Бог будет выносить каждому приговор: кому – жить, а кому – умереть.
Этот период называют ямим нораим (буквально – «Страшные дни» или «Дни трепета»). В это время евреям предписано тщательно обдумать свои поступки за прошедший год: проанализировать их; понять, в чем были допущены ошибки; и раскаяться в совершенных грехах. Также принято просить прощение у ближних за нанесенные обиды.
Традиции
Немаловажно пожелать друг другу быть вписанными в «Книгу жизни», куда Всевышний записывает имена праведных – кому суждено прожить следующий год. С того момента, как Бог сделал это, уже ничто не может изменить судьбу человека до конца года.
Считается, что повлиять на божественное решение могут искренне прочитанные молитвы, а главное – не менее искреннее раскаяние.
В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. Как правило, это доверяют женщине – хозяйке дома. Она зажигает свечи за всех членов семьи.
В каждый из двух праздничных вечеров и в каждый из двух его дней устраивается трапеза. Начинается она с произнесения благословения на хлеб. Во время застолья собирается вся семья, даже дальние родственники.
Трапеза предваряется кидушем – благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Вечерний кидуш длится от появления на небе звезд и до рассвета. Дневной – после дневных молитвы и до заката.
На протяжении двух дней евреи ходят в синагогу, чтобы молиться и слушать священные звуки шофара. Это, пожалуй, самая яркая традиция праздника. Звук шофара (инструмента из бараньего рога) символизирует призыв на Божий суд. Также шофар напоминает об агнце, которого Авраам принес в жертву вместо своего сына Исаака.
В шофар трубят в синагоге во время утренней молитвы: по сто раз в каждый из двух дней. Рог должен издавать три различных звука: долгий; напоминающий призывный сигнал и короткий. «Трубный глас» слушают непременно стоя. По традиции, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара «вживую». Не в записи и не посредством электронных носителей.
В дни Рош ха-Шана все дарят друг другу подарки, отправляют открытки и посылки родным и знакомым, кто живет далеко. Традиционное поздравление с Рош ха-Шана так и звучит: «Шана това у метука!», что означает «Счастливого и сладкого года!»
Фонд «Менора» поздравляет всех с Рош ха-Шана и желает хорошей записи!