Главная Новости Четыре дня еврейского счастья. Вспоминаем фестиваль

Четыре дня еврейского счастья. Вспоминаем фестиваль

Четыре дня   еврейского счастья. Вспоминаем фестиваль

Смотришь на сцену, дышишь, хватая воздух ртом, — верить в происходящее обязательно, непременно, жизненно необходимо. Меланхоличный танец странных фигур с обнаженными мускулинными торсами в девичьих балетных пачках… Позади то, что предшествовало этому бесполому проживанию: в рваном желтом свете взрывающие человеческую мораль страшные медицинские действия, нацистские концлагерные эксперименты… Пластический рисунок танца ярко вычерчивает события, происходившие 80 лет назад — Катастрофа, с ее потерями, болью, смертями и пытками. Так незабываемо и остро открылся VI Фестиваль современной еврейской культуры в Екатеринбурге спектаклем «Земля обетованная» пермского театра «Балет Евгения Панфилова». Эта первая фестивальная нота набатом прозвучала на сцене театра «Щелкунчик». Пермский и екатеринбургский балеты — новые партнеры фестиваля. Театральная синергия — сильнейшая, но, конечно, не единственная часть палитры проекта этого года.

«Вот и шестой!», — восклицают и удивляются руководитель Межрегионального благотворительного общественного фонда «Екатеринбургский еврейский центр «Менора», директор фестиваля Ирина Гуткина и директор клуба EverJazz,

соорганизатор фестиваля Ирина Щетникова.  Действиejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturiтельно, сложно поверить, сколько уже создано, показано за шесть лет. «Для нас фестиваль не имеет начала и конца, — говорит Гуткина. — Это паровоз, который летит на всех парах 365 дней в году. Мы останавливаемся, чтобы присоединить новые составы, принять пассажиров и снова отправиться в путь». Фестивальные проекты — это не только концерты или спектакли, которые показываются в осенние дни всего один раз (такова концепция организаторов — повторений не бывает).

Фестиваль в первый же свой год оброс огромным количеством партнеров, вместе с которыми получилось вырастить потрясающе интересные, отражающие современную еврейскую культуру программы, которые стали самостоятельными фигурантами жизни города и еврейской общины. А в дни фестиваля эти программы представляют екатеринбуржцам густой творческий концентрат на очередном этапе своего развития.

Одним из его «ингредиентов» стал проект «Экскурсионное бюро» с программой «Екатеринбург еврейский».

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

 

Рожденная в общине как экскурсионная школа, обучающая тех, кто предан своему городу, видеть его красоту, особенности, знать историю, она органично была вплетена в сетку фестиваля в самом его начале. Затем приросла замечательной картой-путеводителем, а в этом году еще и серьезной выставкой об истории еврейской общины — совместным проектом с Музеем истории Екатеринбурга. Презентованная в нынешнем марте в музее, на фестивале экспозиция переместилась в Ельцин Центр. Выставка и весь проект — результат огромного труда научного сотрудника музея Екатерины Калужниковой и научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН Елизаветы Заболотных. К слову, все места на все три городских вояжа были забронированы в первые же дни регистрации участников фестиваля.

Еще один подпроект, давно проживающий свою яркую историю, — театральная докплощадка «Я еврей. Я на Урале».

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Руководитель мастерской главный режиссер театра «Центр современной драматургии» Антон Бутаков и продюсер проекта Анастасия Задорина работают с непрофессиональными артистами и живыми текстами. В основу первых спектаклей были положены воспоминания пожилых горожан, эвакуированных на Урал во время войны. От постановки к постановке наполнение менялось: воспоминания стариков перемежались с ощущениями и мыслями их потомков. В этом году в рамках той самой выставки «Екатеринбург еврейский» (вот так все связано и сплетено!) было презентовано совершенно новое прочтение — «Я еврей. Я на Урале. Сегодня». Люди разных поколений рассказывали о том, что формирует их жизненную систему координат. Сторителлинг, разбитый на основные части человеческого бытия: детство, Родина, любовь, ненависть. Ярчайшая эмоция была концентрированно, по каплям выделена из сердца каждого непрофессионального актера. Сильнейшее напряжение и выдох вместе с ними — так на протяжении полутора часов шла постановка. Серьезный резонанс, масса положительных отзывов на спектакль заставили организаторов задуматься о том, что стоит запечатлеть его в кино. И к сентябрю был снят фильм по мотивам пьесы. Все четыре его части были выложены в YouTube на канал «Менора-TV». Вживую же, на сцене, в пространстве лофта «Титры» был показан еще один спектакль, уже с молодыми актерами «Я еврей. Я на Урале. Руах» (Руах — ветер или часть души в переводе с иврита). Глубокая философская идея о влиянии прошлого на настоящее, того, что память произошедшего с предками остается в душе и мыслях навсегда. И снова сильнейшее, раздирающее душу повествование, тексты, написанные самими ребятами. Вчерашние подростки, они делились с публикой своим пониманием того, о чем нам, взрослым, порой сложно говорить: кто я в этом мире, каков мой путь и как он связан с моими предками?

Театральная линия фестиваля была прочерчена и на профессиональной сцене. Все четыре дня на площадке ЦСД можно было увидеть премьеру спектакля «Как я обманул всех и Бога», по пьесе Лиды Конашовой и Алексея Федорченко «Вторая бармицва». Кинорежиссер Алексей Федорченко впервые предстал в роли театрального постановщика. Пожалуй, сцене повезло — это безусловная удача. Спектакль-праздник, в котором есть над чем посмеяться, погрустить, задуматься. Постановка, кстати, вошла в репертуар театра.

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Одна из наиболее любимых публикой частей фестиваля — кулинарные мастер-классы проекта «ВРЕМЯ: ЕСТЬ». Весь год в мастерской в прямом смысле слова кипит работа. К сентябрю же готовится нечто особенное, а мастерами становятся известные шеф-повара. В этот раз — гуру восточных блюд Дор Амитай — бренд-шеф нового екатеринбургского ресторана израильской кухни. В рамках мастерской был презентован также рожденный в круговерти фестиваля уникальный кулинарный фолиант — «Книга вкуса». В основу книги легли старинные рецепты еврейских семей Урала.

Порадовала коллаборация с Уральской консерваторией, подарив любителям классической музыки концерт в стенах УГК. Екатеринбургские музыканты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов — преподаватели, аспиранты, студенты консерватории познакомили с творчеством еврейских композиторов, живших в разное время в разных уголках планеты. Прозвучали и произведения композиторов, чье творчество в той или иной мере было связано с еврейской музыкой и культурой: Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, М. Вайнберга, С. Прокофьева, А. Бызова, etc.

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Но если классическая музыка стала новинкой проекта, то джаз пронизывает фестиваль от самого его старта. Неспроста, ведь огромное количество гениальных джазовых произведений действительно написано и исполнено в разное время в разных странах представителями еврейского народа. В этот раз долгожданными гостями стали Константин Хазанович и его трио с программой «Евреи в джазе». Бенни Гудмен, Джордж Гершвин, Ирвинг Берлин, Курт Вайль — все было укутано в филигранные аранжировки Хазановича, тонко сдобренные музыкальным чувством юмора.

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Еще одна часть джазового наслаждения ждала публику в заключительный день фестиваля на гала-концерте в Ельцин Центре. Первое отделение было отдано на откуп нашим музыкантам — Квинтету Платона Газелериди. Солировала замечательная вокалистка Ирина Макарова. Второе отделение оказалось особым праздником для слуха — хедлайнером фестиваля был выбран российский трубач, ведущий телеканала «Россия-Культура», продюсер, обладатель премии «Музыкант года» Вадим Эйленкриг.

VI Фестиваль современной еврейской культуры, кроме прочего, пополнился и формулой кино — в Ельцин Центре были показаны две ленты 2019 года: «Голоса за кадром» Евгения Румана и нашумевшая работа Павла Лунгина «Эсав», снятая по роману Меира Шалева.

Побывать на всех площадках фестиваля — сверхзадача. Выполнить ее не под силу даже организаторам. Ирина Гуткина говорит об этом с сожалением. Но важно, все-таки, не объять необъятное, а стать чутким зрителем и слушателем непременной части мировой культуры, постараться рассмотреть ее в современном прочтении, без нафталиновых штампов, наряженных в лапсердаки. Отрадно, что сегодня фестиваль поддерживают и государственные структуры: министерство культуры Свердловской области, управление культуры Екатеринбурга, посольство государства Израиль и крупные благотворительные фонды, например, Фонд президентских грантов, и частные предприниматели Урала. Ну, а чем больше понимания, тем больше возможностей для общения.

Автор Ксения Шейнис

Статья опубликована в журнале Культура Урала

Ксения Шейнис
07.11.2021