Четыре дня еврейского счастья. Вспоминаем фестиваль

Смотришь на сцену, дышишь, хватая воздух ртом, — верить в происходящее обязательно, непременно, жизненно необходимо. Меланхоличный танец странных фигур с обнаженными мускулинными торсами в девичьих балетных пачках… Позади то, что предшествовало этому бесполому проживанию: в рваном желтом свете взрывающие человеческую мораль страшные медицинские действия, нацистские концлагерные эксперименты… Пластический рисунок танца ярко вычерчивает события, происходившие 80 лет назад — Катастрофа, с ее потерями, болью, смертями и пытками. Так незабываемо и остро открылся VI Фестиваль современной еврейской культуры в Екатеринбурге спектаклем «Земля обетованная» пермского театра «Балет Евгения Панфилова». Эта первая фестивальная нота набатом прозвучала на сцене театра «Щелкунчик». Пермский и екатеринбургский балеты — новые партнеры фестиваля. Театральная синергия — сильнейшая, но, конечно, не единственная часть палитры проекта этого года.

«Вот и шестой!», — восклицают и удивляются руководитель Межрегионального благотворительного общественного фонда «Екатеринбургский еврейский центр «Менора», директор фестиваля Ирина Гуткина и директор клуба EverJazz,

соорганизатор фестиваля Ирина Щетникова.  Действиejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturiтельно, сложно поверить, сколько уже создано, показано за шесть лет. «Для нас фестиваль не имеет начала и конца, — говорит Гуткина. — Это паровоз, который летит на всех парах 365 дней в году. Мы останавливаемся, чтобы присоединить новые составы, принять пассажиров и снова отправиться в путь». Фестивальные проекты — это не только концерты или спектакли, которые показываются в осенние дни всего один раз (такова концепция организаторов — повторений не бывает).

Фестиваль в первый же свой год оброс огромным количеством партнеров, вместе с которыми получилось вырастить потрясающе интересные, отражающие современную еврейскую культуру программы, которые стали самостоятельными фигурантами жизни города и еврейской общины. А в дни фестиваля эти программы представляют екатеринбуржцам густой творческий концентрат на очередном этапе своего развития.

Одним из его «ингредиентов» стал проект «Экскурсионное бюро» с программой «Екатеринбург еврейский».

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Рожденная в общине как экскурсионная школа, обучающая тех, кто предан своему городу, видеть его красоту, особенности, знать историю, она органично была вплетена в сетку фестиваля в самом его начале. Затем приросла замечательной картой-путеводителем, а в этом году еще и серьезной выставкой об истории еврейской общины — совместным проектом с Музеем истории Екатеринбурга. Презентованная в нынешнем марте в музее, на фестивале экспозиция переместилась в Ельцин Центр. Выставка и весь проект — результат огромного труда научного сотрудника музея Екатерины Калужниковой и научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН Елизаветы Заболотных. К слову, все места на все три городских вояжа были забронированы в первые же дни регистрации участников фестиваля.

Еще один подпроект, давно проживающий свою яркую историю, — театральная докплощадка «Я еврей. Я на Урале».

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Руководитель мастерской главный режиссер театра «Центр современной драматургии» Антон Бутаков и продюсер проекта Анастасия Задорина работают с непрофессиональными артистами и живыми текстами. В основу первых спектаклей были положены воспоминания пожилых горожан, эвакуированных на Урал во время войны. От постановки к постановке наполнение менялось: воспоминания стариков перемежались с ощущениями и мыслями их потомков. В этом году в рамках той самой выставки «Екатеринбург еврейский» (вот так все связано и сплетено!) было презентовано совершенно новое прочтение — «Я еврей. Я на Урале. Сегодня». Люди разных поколений рассказывали о том, что формирует их жизненную систему координат. Сторителлинг, разбитый на основные части человеческого бытия: детство, Родина, любовь, ненависть. Ярчайшая эмоция была концентрированно, по каплям выделена из сердца каждого непрофессионального актера. Сильнейшее напряжение и выдох вместе с ними — так на протяжении полутора часов шла постановка. Серьезный резонанс, масса положительных отзывов на спектакль заставили организаторов задуматься о том, что стоит запечатлеть его в кино. И к сентябрю был снят фильм по мотивам пьесы. Все четыре его части были выложены в YouTube на канал «Менора-TV». Вживую же, на сцене, в пространстве лофта «Титры» был показан еще один спектакль, уже с молодыми актерами «Я еврей. Я на Урале. Руах» (Руах — ветер или часть души в переводе с иврита). Глубокая философская идея о влиянии прошлого на настоящее, того, что память произошедшего с предками остается в душе и мыслях навсегда. И снова сильнейшее, раздирающее душу повествование, тексты, написанные самими ребятами. Вчерашние подростки, они делились с публикой своим пониманием того, о чем нам, взрослым, порой сложно говорить: кто я в этом мире, каков мой путь и как он связан с моими предками?

Театральная линия фестиваля была прочерчена и на профессиональной сцене. Все четыре дня на площадке ЦСД можно было увидеть премьеру спектакля «Как я обманул всех и Бога», по пьесе Лиды Конашовой и Алексея Федорченко «Вторая бармицва». Кинорежиссер Алексей Федорченко впервые предстал в роли театрального постановщика. Пожалуй, сцене повезло — это безусловная удача. Спектакль-праздник, в котором есть над чем посмеяться, погрустить, задуматься. Постановка, кстати, вошла в репертуар театра.

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Одна из наиболее любимых публикой частей фестиваля — кулинарные мастер-классы проекта «ВРЕМЯ: ЕСТЬ». Весь год в мастерской в прямом смысле слова кипит работа. К сентябрю же готовится нечто особенное, а мастерами становятся известные шеф-повара. В этот раз — гуру восточных блюд Дор Амитай — бренд-шеф нового екатеринбургского ресторана израильской кухни. В рамках мастерской был презентован также рожденный в круговерти фестиваля уникальный кулинарный фолиант — «Книга вкуса». В основу книги легли старинные рецепты еврейских семей Урала.

Порадовала коллаборация с Уральской консерваторией, подарив любителям классической музыки концерт в стенах УГК. Екатеринбургские музыканты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов — преподаватели, аспиранты, студенты консерватории познакомили с творчеством еврейских композиторов, живших в разное время в разных уголках планеты. Прозвучали и произведения композиторов, чье творчество в той или иной мере было связано с еврейской музыкой и культурой: Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, М. Вайнберга, С. Прокофьева, А. Бызова, etc.

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Но если классическая музыка стала новинкой проекта, то джаз пронизывает фестиваль от самого его старта. Неспроста, ведь огромное количество гениальных джазовых произведений действительно написано и исполнено в разное время в разных странах представителями еврейского народа. В этот раз долгожданными гостями стали Константин Хазанович и его трио с программой «Евреи в джазе». Бенни Гудмен, Джордж Гершвин, Ирвинг Берлин, Курт Вайль — все было укутано в филигранные аранжировки Хазановича, тонко сдобренные музыкальным чувством юмора.

ejegodni-festival-sovremennoy--evreiskoy-kulturi

Еще одна часть джазового наслаждения ждала публику в заключительный день фестиваля на гала-концерте в Ельцин Центре. Первое отделение было отдано на откуп нашим музыкантам — Квинтету Платона Газелериди. Солировала замечательная вокалистка Ирина Макарова. Второе отделение оказалось особым праздником для слуха — хедлайнером фестиваля был выбран российский трубач, ведущий телеканала «Россия-Культура», продюсер, обладатель премии «Музыкант года» Вадим Эйленкриг.

VI Фестиваль современной еврейской культуры, кроме прочего, пополнился и формулой кино — в Ельцин Центре были показаны две ленты 2019 года: «Голоса за кадром» Евгения Румана и нашумевшая работа Павла Лунгина «Эсав», снятая по роману Меира Шалева.

Побывать на всех площадках фестиваля — сверхзадача. Выполнить ее не под силу даже организаторам. Ирина Гуткина говорит об этом с сожалением. Но важно, все-таки, не объять необъятное, а стать чутким зрителем и слушателем непременной части мировой культуры, постараться рассмотреть ее в современном прочтении, без нафталиновых штампов, наряженных в лапсердаки. Отрадно, что сегодня фестиваль поддерживают и государственные структуры: министерство культуры Свердловской области, управление культуры Екатеринбурга, посольство государства Израиль и крупные благотворительные фонды, например, Фонд президентских грантов, и частные предприниматели Урала. Ну, а чем больше понимания, тем больше возможностей для общения.

Автор Ксения Шейнис

Статья опубликована в журнале Культура Урала

Поделиться в соцсетях:

Последние новости

Программа:

Menora Camps

Оставьте свои данные ниже и мы с вами свяжемся.

Программа:

Четыре дня еврейского счастья. Вспоминаем фестиваль

Оставьте свои данные ниже и мы с вами свяжемся.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАШАЮСЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Продолжая 1) переход по любой ссылке или нажатие любой кнопки при нахождении на данной странице сайта 2) просмотр контента на нижней части данной страницы сайта с «прокруткой» («пролистыванием») вниз ее содержимого 3) пользование настоящим сайтом Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных с использованием интернет-сервисов аналитики данных.

Вам нужна помощь?

Оставьте свои данные ниже и мы с вами свяжемся.

СВЯЗАТЬСЯ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ